Дыхательная гимнастика
Пальчиковые игры
Развиваем мелкую моторику
Графические диктанты
Штриховка
РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКУ
Найди отличия
Чистоговорки
Работа по воспитанию звуковой культуры
речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие
фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения
пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Игра «Один - много»
Цель: учить детей правильному
употреблению имен существительныхименительного падежа во множественном числе.
Конь – кони, лак – лаки и т.д.
Игра «Что из чего сделано»?
Цель: учить детей
правильному образованию относительных прилагательных (признак предмета –
из какого материала сделан предмет).
Ключ из железа – он какой? (железный).
из железа, металла, чугуна, стали из бумаги и т.д.
Ключ из железа – он какой? (железный).
из железа, металла, чугуна, стали из бумаги и т.д.
Игра «Кто где живет»?
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и
правильно согласовывать их с именами существительными.
нора лисы (чья нора?) — лисья нора и т.д.
нора лисы (чья нора?) — лисья нора и т.д.
Игра «Что чем делают?»
Цель:
научить детей образовывать имена существительные и т.п.
Пилят пилой,
забивают молотком и т.д.
Игра «Посчитай 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с
существительным.
автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов
Игра «Кто внимательный?»
Цель: научить
детей правильно подбирать нужный предлог. Необходимо вставить нужный предлог,
чтобы предложение было правильным.
Дети учатся (в) школе.Дети гуляют (около) школы.
Дети вышли (из) школы и т.д.
Игры на развитие связной речи
Игровое упражнение «Распространи
предложение» Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со
словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается
продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Например, дети идут ... (Куда? Зачем?)
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм
мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Детям
предлагается пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым
...» «Если весна не наступит
никогда ...»
Игры
на развитие фонематического восприятия
«Найди звук»
Цель: Найти слова, которые
начинаются с одинакового звука и назвать эти звук. Шапка
– шуба – замок, забор – замок – жаба, цыплёнок – цапля – сова, жук – жаба –
шкаф.
«Цепочка слов» Цель: учить выделять первый и
последний звук в словах.
Инструкция: Я буду называть слово, а ты должен услышать последний
звук в слове и придумать слово, которое будет начинаться с этого звука. Панама
– ангел – лампа – абрикос – сани – игла….
«Назови слово»
Цель: развитие фонематического восприятия и мышления. Вариант 1.
Назови
овощи, фрукты и ягоды со звуком «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат,
смородина), «Рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан,
яблоко, кизил), «Ль» (малина, лимон, апельсин, слива).
Вариант2. Угадай по
первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т – С
(троллейбус), А – С (автобус), С – Т (самолёт), В – Т (вертолёт), М – О
(метро), Т – И (такси).
«Посчитай звуки» Цель: развивать умение называть количество и последовательность звков в слове. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине? Какой первый звук?»
Цель: учиться четко, выделять в слове первый звук. Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака. Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий