Консультации для родителей


В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется быстрее с ним общаться, так как вы привыкли, - с помощью речевых средств. Прекрасно, когда это происходит и ребенок приобретает коммуникативные навыки, которые позволяют осознаннее воспринимать окружающий мир. Но что же делать, если ваш любимый ребенок до сих пор не говорит, а только жестами показывает, что ему нужно? Если словарь ребенка составляет всего несколько слов? Как помочь ребенку?
Важно помнить, что любые нарушения речи в той или иной степени отразятся на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – пустить все на самотек и ждать, когда малыш вырастет и заговорит сам. Не тратьте драгоценное время, начинайте заниматься как можно раньше!
Вашему ребенку нужна деятельная помощь, активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможностей и потребностей. Научитесь ориентироваться в проблемах ребенка, ищите оптимальные пути решения этих проблем, создавайте для этого условия, выбирайте для своего ребенка результативные средства и способы. В этом Вам должны помочь наши советы и рекомендации. Когда Вы начнете заниматься с ребенком и лучше
поймете цель, к которой стремитесь, то сможете варьировать свои занятия. Не надо выделять для занятий особое время, они должны быть частью повседневной жизни, когда занятия вплетаются в обычный распорядок дня.
Наберитесь терпения, но будьте готовы радоваться тому, как Ваш ребенок осваивает основы речи.
навыки, на которых базируется речь, и те, что им предшествуют, называются доречевыми. Ниже представлены упражнения и игры, помогающие формированию этих навыков.
Зрительный контакт иногда называют взглядом общения. Уделять внимание этому очень важно.
Как заниматься дома:
• Разговаривайте с ребенком так, чтобы вы могли смотреть друг другу в глаза. Это можно делать, сидя у его кроватки или держа его на коленях.
• Когда вы смотрите ребенку в глаза, произносите какие-нибудь звуки, улыбайтесь или стройте выразительные гримасы. Пойте песенку, зовите ребенка по имени - в общем, делайте все, что угодно, чтобы привлечь его внимание.
• Кода ваш ребенок смотрит на вас, расцените это как приглашение к зрительному контакту, улыбнитесь ему, или скажите: «Я тебя вижу».
Когда ребенок научится пользоваться зрительным контактом, помогите ему развить это умение в игре с использованием потешек, игр «Ладушки», «По кочкам, по кочкам», «Сорока- ворона» и другие.
Воспользуйтесь яркой любимой игрушкой ребенка, например клоуном. Вы можете также использовать и звучащие игрушки или сопровождать движение игрушки голосом. Держите возле своего лица игрушку. Когда ребенок посмотрит на вас, пискните игрушкой. Переместите ее на некоторое расстояние и продолжайте смотреть на нее. Особым театральным голосом скажите: «Мяч, посмотри на мяч».
Когда приходит папа, бабушка поверните ребенка к любимому человеку, чтобы он посмотрел на него и скажите: «Смотри, папа (бабушка) ». Когда вы видите, что ваш ребенок смотрит на какой-то предмет, сразу называйте его. Пусть это войдет у вас в привычку. Привлекайте внимание ребенка к объектам живым, необычным голосом или разыскивайте что-нибудь вместе с ним.
Возможность слушать собеседника или нескольких участников разговора зависит от способности определять положение источника звука и слушать этот звук, от слухового внимания.
• Обеспечьте ребенку возможность слушать самые разные звуки: свистки, колокольчики, хрустящий в ваших руках целлофан, хлопки в ладоши. Поначалу, старайтесь производить звуки прямо перед ребенком, чтобы он мог видеть какой предмет издает звук. Затем расположите источник звука явно сбоку. Если ребенок не поворачивается на звук, скажите, ему: «Слушай». Если ребенок не поворачивается на звук, произведите его снова, поместив источник звука в поле зрения ребенка. Спросите снова: «Что это? », вы можете сказать: «Посмотри на это».
• Если вы видите, что ребенку трудно повернуться на звук, поместите его к себе на колени лицом к источнику звука. Когда звук замолкнет, скажите: «Ты слышал это? » Сами поверните ребенка к источнику звука.
• Играйте с такими знакомыми звуками, как звонок в дверь, лай собаки, любимая песенка, Наблюдения за ребенком покажут, как он ведет себя, когда что-то слушает. Комментируйте звуки такими словами: «Ты слышал музыку. Какая приятная музыка».
• Позвоните по телефону бабушке или знакомым и дайте ребенку послушать ее голос. Когда ребенок слушает, говорите: «Это бабушка говорит по телефону. Хорошо слушать бабушку».
• Сделайте источником звука свой голос. Зовите ребенка по имени, издавайте разные звуки, способные привлечь его внимание. При этом можно двигаться по комнате. В такой ситуации ребенок сможет упражняться в умениях локализовать звуки и слушать их.
• Стремитесь к тому, чтобы ваш малыш все дольше и дольше внимал звукам. Пойте более длинные песенки, увеличивайте время бесед с ним.
Дети учатся, главным образом, подражая тем, кто их, окружает. Обычно, прежде чем научиться имитировать звуки речи, дети пытаются имитировать движения. И хотя непосредственно это не связано с развитием речи, работать над имитацией движений полезно, так как при этом ребенок овладевает ценными навыками подражания. Как только он научится свободно и независимо от других частей тела двигать руками, вероятнее всего он будет готов отрабатывать умение имитировать движение.
• Машите рукой на прощание, хлопайте в ладоши.
• Дотрагивайтесь до носа, до пальцев ног.
• Кладите руки на голову, поднимайте и опускайте голову, качайте головой в разные стороны, облизывайте губы, надувайте щеки.
• Открывайте рот, плотно сжимайте губы, поджимайте губы, чмокайте губы.
• Надуйте щеки и издайте звук лопающегося пузыря: «Поп»
• Погладьте кругообразными движениями свой живот, потрите его и скажите: «Мм - мм».
• Поднимите руки вверх и скажите: «Вот такой большой».
• Помашите рукой и скажите: «Пока».
• Повозите машинку со звуком - р-р-р-р.
• Подвигайте по столу игрушечную собачку и скажите: «Гав - гав».
Для детей есть много песенок, где используются движения рук. Можете обратиться к специалистам и они подберут вам материал для занятий с вашим ребенком.
• Чмокайте губами и демонстрируйте звуки поцелуев, пошлите воздушный поцелуй.
• Демонстрируйте звуки чихания, кашля. Демонстрируйте звуки пылесоса, мотора, клаксона, зевания, плача.
• Если вашему ребенку трудно имитировать или инициировать игру со звуками, попробуйте играть со световой игрушкой - устройство, которое реагирует на звук. Свет у такой игрушки зажигается в тот момент, когда ребенок начинает издавать звук, и горит столько, сколько продолжается вокализация.
Когда ребенок начнет делать первые попытки имитировать слова, вы можете переходить к имитации звуков речи.
Как заниматься дома:
• Произносите по отдельности любые звуки речи и повторяйте их. Например, «бабаба», «папапа», «татата», «лалала». Старайтесь варьировать звуки, которыми вы пользуетесь, но если какой- то звук, скажем «в» или «п», особенно занимает вашего ребенка, то задержитесь на нем. Легче всего начать со звуков «п», «б», «м», ребенок легко увидит, какие движения губами вы делаете при их произнесении.
• Выберите один гласный звук и работайте над ним, меняя интонацию. Например, произнесите: «Ааааа», меняя мелодию. Делайте это по очереди, следя за тем, чтобы и ребенок инициировал этот «диалог».
• Произносите знакомые слова: «мама», «папа», имя брата или сестры и другие. Если ребенок сам начинает произносить слово, радостно отреагируйте на это. Не забывайте, что имитация может быть приблизительной, так слово «бабушка» превратится в слово «баба». После того, сымитирует произнесенное вами слово, непременно дайте ему правильный вариант произношения, однако, корректировать произношение ребенка в этот период не надо. Скажите: «Бабушка, ты сказал бабушка»
• Когда ваш ребенок научится имитировать звуки речи, подождите, пока он «произнесет» свою речь, затем скажите: «А сейчас я», или «А сейчас мама»
Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой - «здравствуйте», прощальный жест - «пока», пожатие руки, кивок- головой - «да», покачивание головой из стороны в сторону - «нет», воздушный поцелуй.
Как заниматься дома:
• Отрабатывайте приветственный жест рукой. Используйте приветственный жест каждый раз, когда видите незнакомого человека, или новый предмет. Просите ребенка: «Скажи бабушке привет» и т. д.
• Подобным же образом практикуйтесь в отработке жеста «пока». Побуждайте ребенка махать рукой, говоря: «Скажи пока папе, тете.
• Возьмите одевающуюся на руку куклу и, когда она появится, просите ребенка, поздороваться с ней.
В период развития речи, предшествующий произнесению первых слов, дома нужно организовать множество стимулирующих занятий, исследовать мир вокруг ребенка вместе с ним и радоваться вместе со своим ребенком многочисленным возможностями для общения с ним.
Дети пытаются выразить желания, жестикулируя, указывая, рисуя предмет и так далее, то есть любым способом, во что бы то ни стало, стараются общаться. Ребенок растет, и этих способов уже не хватает для общения. Нам нужно дать такие средства общения, которые не станут препятствием для развития способности говорить. Учитывая ограниченные возможности формирования речи у детей с отклонениями в развитии, особое внимание следует обратить на традиционные (жесты, мимика, интонации) и нетрадиционные (пиктограммы) средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации позволяют не только усилить и уточнить эффект произносимой речи, но рассматриваются специалистами как частично заменяющие речь и стимулирующие ее развитие.
Сочетая невербальные средства коммуникации и звуки речи, ребенок продвинется в освоении языка, даже если он к этому времени еще не готов заговорить, и тем самым преодолеет отчаяние от невозможности быть не понятым. Комбинированное использование средств невербальной коммуникации и речи облегчает развитие навыков общения. Научные исследования и опыт работы доказали, что этот способ общения помогает детям научиться говорить. Метод невербальной коммуникации направлен на использование сильных сторон ребенка с отклонениями в развитии, поэтому их следует обучать комбинированному использованию неверебальных средств и речи как языковой системы, облегчающей переход к устной речи.

Развитие речи в онтогенезе

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляетсягуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.
Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.
Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.
Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.
Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.
Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.
При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.
К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.
Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.
К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.
Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.


Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста учителя-логопеда. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.


Консультация для родителей 
"Обогащаем словарь детей"

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
Ø Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Ø Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Ø Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
Ø Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт). А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
Ø Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
Ø Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
Ø Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
Ø Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Ø Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ø Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Ø Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Ø Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
Ø Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Ø Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Ø Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
Ø Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
Ø Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Ø Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
Ø На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
Ø На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
     — Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
     — Попробуй нарисовать это состояние погоды.
     — Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
     — «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
     — нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
   — отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море   – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». 

Советы для родителей

 В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. С детьми старшего дошкольного возраста, а порой и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Хочу привести примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
1. "Противоположности"
Вы называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий, день - ночь и т. д.
2. "Каким бывает? "
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
3. "Что бывает? "
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.
4. "Новые слова"
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. "Буриме"
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в "Буриме", надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
6. "На одну букву"
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. "Я знаю"
В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: "Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница". Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д.


Рекомендации для родителей по развитию речи.
Советы по развитию лексико – грамматического строя речи для родителей детей старшей группы.
Цель: привлечь родителей к работе по преодолению лексико – грамматических нарушений у детей.
Задачи: 1. Показать родителям актуальность данной темы.

2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для формирования лексико – грамматического строя языка.

Все родители хотят, чтобы их дети умели правильно говорить. Но для этого недостаточно выговаривать все звуки, нужно иметь достаточный словарный запас, уметь правильно выстраивать предложения.
Рассмотрим основные трудности на пути к красивой речи. 
Объем активного словаря детей отстает от пассивного, то есть они понимают большое количество слов, но сами в речи их не употребляют, трудно усваивают слова с обобщающим значением, как и обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Возникают сложности и при словообразовании и словоизменении. Дети неправильно образуют названия детенышей животных, птиц. Например, как называется малыш у медведицы? – медведик. Ребята затрудняются образовать форму множественного числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот. Например: лев – левы, пень – пени…
Как правило, дети испытывают трудности при употреблении антонимов. Например, при подборе антонима к слову крупный, называют прилагательное маленький, а к слову низкий – большой.
Грамматические ошибки выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, затруднениях в применении предлогов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Эти ошибки очень стойкие. Ребенку с общим недоразвитием речи недостаточно просто услышать языковую норму, для введения ее в активный словарь нужны многократные упражнения, как на занятиях, так и в повседневной жизни: на прогулке, во время игр. Сегодня я расскажу вам, как можно развивать грамматический строй речи в процессе обычных дел, не усаживая ребенка на специальные занятия. 
Большинство таких игр них не требует специальной подготовки, их можно использовать на кухне или по дороге в детский сад. 
Всегда и везде можно считать предметы. Главное в этих упражнениях – обращать внимание на правильное окончание. По дороге в детский сад или из детского сада можно считать деревья, дома, машины и т.д. Например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин… Поднимаясь или спускаясь по лестнице, можно считать ступеньки. Накрывая на стол можно посчитать посуду: ложки, тарелки, вилки, кружки, ножи и т. д. Собирая урожай можно считать фрукты и овощи. Играя вместе, вы можете посчитать игрушки: кубики, кукол, машинки, матрешек и т.д. 
Можно давать ребенку задания на согласование имен прилагательных с существительными. Использовать эти задания можно в разных местах: дома, в магазине, на улице. Как и в предыдущем упражнении, главное здесь – обращать внимание на правильные окончания. Попросите ребенка найти предметы определенного цвета, формы или вкуса. Например: какие ты видишь предметы синего цвета? Это могут быть синие сапоги, синяя машина или скамейка, синее ведро. Можно дать задание найти круглые предметы. Это могут быть круглый мяч, круглое яблоко, круглый клубок… Подбирайте предметы и по вкусу: сладкий сахар, сладкая конфета, сладкий торт и т.д. Если это оказалось просто, попросите найти что-то твердое, гладкое, тяжелое и т.д.
На кухне можно поиграть в игру «что из чего?». Попросите ребенка ответить, какой суп или салат получится из мяса, рыбы, гороха, фасоли и т.д. Например, из гороха получится гороховый суп, из молока – молочный… Также можно спросить, какой компот или варенье получится из каких – нибудь ягод и фруктов. Например, из яблок можно сварить яблочный компот или яблочное варенье. Не забывайте следить за правильным употреблением окончаний. После съедобного можно перейти к несъедобному. Вспомните вместе с ребенком, из каких материалов сделана посуда и мебель, образуйте качественные прилагательные. Например, если стакан из стекла, он какой?- стеклянный, разделочная доска из дерева, значит она какая? – деревянная и т.д. 
Загадывайте друг другу загадки по описанию, при составлении которых используются только имена прилагательные. Например: пушистая, ласковая, усатая, зеленоглазая (кошка). Аналогичные загадки можно придумывать, используя глаголы; ребенок должен угадать по действию. Например: мычит, ходит, дает молоко (корова). 
Для закрепления названий детенышей животных поиграйте в игру «У кого кто?». В ней ребенку нужно назвать детенышей животных и птиц. Например: как называется малыш у слонихи? – слоненок. В похожей игре «назови семью» требуется вспомнить название самца, самки и детеныша. Например: папа – тигр, мама – тигрица, малыш – тигренок.
В играх «чей след?» и «чей нос?» можно потренироваться в образовании притяжательных имен прилагательных. Например: след лисы (чей?) – лисий; нос волка (чей?) - волчий. 
Для закрепления правильного употребления имен существительных с притяжательными местоимениями есть игра «жадная кукла». «Давным – давно жила на свете очень жадная кукла. Про все, что она видела, сразу говорила: «Мое!» Взрослый показывает какой- нибудь предмет, а ребенок подбирает подходящее к нему местоимение. Например, морковь – моя морковь, лук – мой лук, полотенце – моё полотенце, конфеты – мои конфеты.
Игра «скажи наоборот» поможет расширить словарь антонимов. Подбирайте слова разных частей речи, чтобы увеличивался словарь прилагательных, наречий, глаголов. Например: длинный, а наоборот – короткий; весело, а наоборот – грустно, покупает, а наоборот – продает и т. д.
Поиграйте в очень простую игру «один - много». Скажите ребенку: «Я буду говорить про один предмет, а ты – про много». Здесь можно использовать слова из любых лексических тем: фрукты, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. д. А можно просто называть то, что вы видите по дороге в детский сад. Например: машина – машины, дом – дома, магазин – магазины… 
По пути в детский сад можно играть в «четвертый лишний». Ребенок должен не только назвать «лишнее» слово, но и объяснить свой выбор. Например: стол, шкаф, кукла, кресло. «Лишнее» слово – кукла, потому что это название игрушки, а остальные слова – названия мебели. В игре можно использовать не только существительные, но и глаголы или прилагательные. Например: веселый, радостный, зеленый, счастливый. 
Дома можно отрабатывать употребление предлогов. Поможет в этом игра «прятки» с любимыми игрушками вашего ребенка. Например, где спрятался мишка? – под столом. Где спряталась кукла? – на шкафу и т. д. 
Детям достаточно сложно научиться правильно употреблять приставочные глаголы. Здесь может помочь игра в машинки "ехали - ехали". Постройте горку, гараж, мост, дом и отправляйтесь в путь, не забывая при этом обговаривать все свои действия. Например, машина из гаража (что сделала?) – выехала, до моста (что сделала?) – доехала, мост (что сделала?) – переехала и т.д.
Дети будут обязательно допускать ошибки при выполнении этих упражнений. Никогда не повторяйте неправильно сказанную фразу, а просите «сказать красиво».
Помните, что вы сами можете помочь своему ребенку сделать шаг к правильной и красивой речи.


Как провести выходной день вместе с детьми?


Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдёт в традицию, а, чтобы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.
Что делать?
1. Творите!
Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном и распространенном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.
2. Рисуйте!
Попросите ваше чадо нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!
3. Настольные игры.
Для обучения счету очень рекомендую игру в «магазин». Если вы учите цифры – в игровой ситуации все это пройдет быстрее и веселее.
4. Почитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм.
5. Устроить субботник.
Уверена, что и соседские ребятишки с удовольствием присоединятся к игре - кто больше всех соберет листьев, снега во дворе. Или можно вместе с детками высаживать деревья, цветы и потом наблюдать, как они растут.
А что же делать зимой, когда многие «летние» забавы не актуальны? Да много чего! Можно сообща (дети и родители) построить снежную горку, а потом кататься с нее. Или залить каток и тоже использовать по назначению. А как вам идея пойти на уже готовую достаточно большую горку и устроить гонки на санках (участвуют две команды?
6. Наблюдаем за звездами.
Для начала купите карту звездного неба. Вечером устройтесь поудобнее в уголке, где открывается небо, и ищите знакомые и незнакомые созвездия. Можете придумывать им свои названия, можете дарить их друг другу. Немного свежего воздуха перед сном помогут вашим деткам быстрее и спокойнее уснуть.
7. Лепка для детей из теста
Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто – довольно приятный на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Но его в магазине не купишь. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и полстакана мелкой однородной соли, а затем потихоньку добавьте полстакана горячей воды. Тесто не должно липнуть к рукам и пачкаться. Разделите готовое тесто на части и добавьте в каждую из частей натуральный краситель в виде свекольного сока, зеленки или синьки. Можете также использовать другие пищевые красители, которые можно приобрести в любом супермаркете. Вам придется потратить немного времени, но зато хранить готовое тесто можно в течение 2 недель. Запас, как видите, довольно приличный.
8. Пальчиковый театр
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. При этом пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Можно даже нарисовать лица героев прямо на пальцах ребенка, используя специальные гипоаллергенные фломастеры. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но также влияет на их дикцию и артистизм.
9. Домашние обязанности
Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.
Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное - это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!


Комментариев нет:

Отправить комментарий